Страница 1 из 2

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 15:53
neofit2016
Здравствуйте!
Попался мне вот такой двигатель производства Болгария. Из него выходят три провода. один - земля (он внутри закреплен на корпус) и два идут через щетки на ротор. Эти два провода звонятся друг с другом. На роторе 18 медных сегментов к которым прижимаются щетки (не знаю как они по научному называются) они все звонятся между собой. Вопрос 1: правильно ли я понимаю, внутри ротора есть как минимум две обмотки и они коротят друг с другом и двигателю конец. Или там как-то по другому все устроено? Тогда как его завести?
Далее: в качестве статора там два магнита приварены к корпусу и на них надеты две катушки, выводы этих катушек просто запрвлены внутрь корпуса и никуда не подключены. Вопрос 2: какова роль этих катушек?
Вопрос три: такой двигатель в качестве генератора можно использовать?
Спасибо!
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/4152c1dd80477e14efacab65e0ae5517-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/57f5a7e46e4c0e705fb2ab5a4189141a-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/8e4c15e0b19cae597624ca48a33164b4-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/33d5ba70ba2467149563bd6990ecd5e5-full.jpg

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 16:42
ПАВ
Жаль, нет общего вида собранного мотора. Если не трудно- нарисуйте. Предположительно !!!, ввиду отсутствия общего вида, это двигатель привода моноролика накопителя на магнитной ленте ЕС-5012 и т.п. пр-ва ИЗОТ, НРБ.
Малое время старта и стопа якоря- миллисекунды задало малый диаметр якоря, по-вашему- ротора. Сопротивления обмоток якоря малое, обмотки не коротят, они по очереди замыкаются на щетки, так работают все коллекторные моторы, читайте теорию.
Магнитов внутри нет, это сердечники для статорных обмоток возбуждения, при работе на них подается напряжение возбуждения от схемы управления. Почему концы проводов внутри? А х/з его знает, должны быть снаружи.
Управление и реверс обеспечивались электроникой блока управления моторами, там их три было, два других- побольше и мощнее, назначение и принцип тот же. Требовал принуд охлаждения, если не ошибаюсь.
Пользы, ввиду специфики, мало, разве что мух и воздух перелопачивать. В т.ч. и как генератора- минимум пользы при такой массе.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 16:51
ТОЭ
neofit2016 писал(а):Здравствуйте!
Попался мне вот такой двигатель производства Болгария. Из него выходят три провода. один - земля (он внутри закреплен на корпус) и два идут через щетки на ротор. Эти два провода звонятся друг с другом. На роторе 18 медных сегментов к которым прижимаются щетки (не знаю как они по научному называются) они все звонятся между собой. Вопрос 1: правильно ли я понимаю, внутри ротора есть как минимум две обмотки и они коротят друг с другом и двигателю конец. Или там как-то по другому все устроено? Тогда как его завести?
Далее: в качестве статора там два магнита приварены к корпусу и на них надеты две катушки, выводы этих катушек просто запрвлены внутрь корпуса и никуда не подключены. Вопрос 2: какова роль этих катушек?
Вопрос три: такой двигатель в качестве генератора можно использовать?
Спасибо!
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/4152c1dd80477e14efacab65e0ae5517-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/57f5a7e46e4c0e705fb2ab5a4189141a-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/8e4c15e0b19cae597624ca48a33164b4-full.jpg
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/33d5ba70ba2467149563bd6990ecd5e5-full.jpg

Ссылки не открываются.
Ответ на вопрос 1- это "коллекторный двигатель", как у дрели или болгарки. Узнайте его рабочее напряжение и включите через защитный автомат эти 2 провода, которые звонятся.
Вопрос 2- Концы от статорных катушек заходят в корпус на щетки
Вопрос 3- Попробуйте раскрутить двигатель другим двигателем и получить генерацию. Возможно потребуется включать конденсатор параллельно выходу

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:01
ПАВ
Открываются. Там рабочее напряжение 16В, 8,7А пост. Масса больше 10 кг, т.е. тяжеловат для болгарки.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:04
neofit2016
https://cdn1.savepice.ru/uploads/2019/7/9/85beb63f23c8f293c9bebe43d147cac8-full.jpg
Фотку собранного двигателя взял из интернета, у нас уже темно, не могу сфотографировать
Магниты все таки есть! Засунул отвертку в паз между ними (где якорь был) и еле оторвал обратно.
Провода от этих двух катушек просто негде просунуть наружу, единственное отверстие как раз под три провода (от щеток и земля). На шильдике написано "возбуждение постоянные магниты (посмотрите на фото в первом сообщении).

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:12
neofit2016
Без внутренних катушек пробовал раскрутить дрелью - нет генерации. Завтра подумаю где взять 16 вольт и попробую подключить с катушками и без. Если запитать от лабораторного БП с макс. силой тока 3А - это мало будет?

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:15
neofit2016
ТОЭ писал(а):Возможно потребуется включать конденсатор параллельно выходу

А какой нужен конденсатор?

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:22
ПАВ
Да, это он и есть, двигатель привода моноролика ЕС-5012. Труба- вход для охлаждения.
Если бы было возбуждение только пост. магнитами, статорные обмотки зачем? Т.е. какое-то противоречие или хитрость из-за специфики применения. Если честно, за давностию лет, уже и не вспомню, имел с ними дело до 80-го года того века.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:23
ПАВ
neofit2016 писал(а):Источник цитаты
ТОЭ писал(а):Возможно потребуется включать конденсатор параллельно выходу

А какой нужен конденсатор?

А зачем? Ну будет там некое постоянное напряжение, и только.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:26
ПАВ
neofit2016 писал(а):Источник цитаты Без внутренних катушек пробовал раскрутить дрелью - нет генерации. Завтра подумаю где взять 16 вольт и попробую подключить с катушками и без. Если запитать от лабораторного БП с макс. силой тока 3А - это мало будет?

А вот тут непонятно совсем- если там таки постоянные магниты, щетки в норме, обмотки якоря целые, на на щетках при вращении ротора напряжение быть должно.
16 вольт на дороге не валяются при таком токе, пробуйте от 12 авто. И последнее- что собираетесь делать?

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:35
ПАВ
Вот так этот магнитофончик выглядел: https://www.google.com/search?q=%D0%B5% ... OHM:&vet=1
в первом ряду фото, справа, а под беленьким кружочком с черной окантовкой ниже катушек и был тот ролик, который приводился этим мотором для перемещения ленты взад/вперед со скоростью 2 метра в секунду в рабочем режиме. При перемотке раз в 5 быстрее. И весил магнитофончик этот килограмм 300 с гаком.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:37
neofit2016
ПАВ писал(а):И последнее- что собираетесь делать?

Хотел попробовать в качестве ветрогенератора

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:40
ПАВ
Думаю, неперспективно. От него, как от мотора, не требовался большой крут. момент на валу, там быстродействие было главным. Все аналогичные магнитофоны имели примерно такие же моторы, конструкцию и характеристики.
Когда ВЦ модернизировали, народ хватал эти моторы и бегом уносил на радостях. Потом носились с ними, как чукча с трубой от граммофона в кине "Начальник Чукотки".
Оказалось, самым полезным там был каркас магнитофона- душ или туалет на даче...

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:41
neofit2016
Хм. Я как раз коллекционирую древнюю цифровую технику. можно просто оставить в коллекцию))) Теперь я понимаю путь этого мотора. Мне его отдали из школы. Прежний директор раньше был преподавателем информатики, а до этого работал в Электронно-вычислительном центре. Потом ЭВЦ упразднили и сокращаемые работники тащили всё оттуда, кто сколько унесет)))))

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:47
ПАВ
Как раз почти по классику- ...со всей фантазией не применишь, ни дома, ни в сарае...(С)

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:51
neofit2016
ПАВ писал(а):Источник цитаты Думаю, неперспективно. От него, как от мотора, не требовался большой крут. момент на валу, там быстродействие было главным. Все аналогичные магнитофоны имели примерно такие же моторы, конструкцию и характеристики.
Когда ВЦ модернизировали, народ хватал эти моторы и бегом уносил на радостях. Потом носились с ними, как чукча с трубой от граммофона в кине "Начальник Чукотки".
Оказалось, самым полезным там был каркас магнитофона- душ или туалет на даче...

Еще из дискет ТВ антенны конструировали. Не знаю как они принимали, но успех большой имели у населения

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 17:58
ПАВ
Только не с дискет, а с алюминиевых дисков, покрытых феррослоем, при приеме не использовался. Диаметр 300 мм, в пакете неск. штук в зависимости от емкости, обычно 28 МВ, и как большое счастье- 100 МВ. Весил такой "винчестер" тоже килограмм 200, питался от сети 380х3, см. фото слева во втором ряду:
https://www.google.com/search?q=%D0%B5% ... OHM:&vet=1
А антенны были так себе, широкополосные, т.е. на нескольких каналах принимали одинаково хреново. Зато- круто!

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 09 июл 2019, 23:27
Darth Abbadonyz
neofit2016 писал(а):Источник цитаты Здравствуйте!
...Эти два провода звонятся друг с другом...

Когда звонишь мультиметром в режиме прозвонки - помимо звука есть еще показания на табло:
Они близки к нулю, или все же кажет какое-нить сопротивление?
Когда прозваниваешь катушку контактора напр. на 185А - мультиметр тоже поет, но при этом кажет сопротивление
(постоянному току) малое, но все же значительно отличное от нуля.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 10 июл 2019, 06:55
ПАВ
Там пара ом всего, м/метру все равно- 2 или 20, пищать будет, а сопротивление точнее измерять таки в режиме омметра на пределе 200 Ом с учетом сопротивления проводов щупов.

двигатель дпм 56/1,6/11 объясните

Добавлено: 10 июл 2019, 13:22
TOPMO3
ПАВ писал(а):Источник цитаты Вот так этот магнитофончик выглядел: https://www.google.com/search?q=%D0%B5% ... OHM:&vet=1
в первом ряду фото, справа, а под беленьким кружочком с черной окантовкой ниже катушек и был тот ролик, который приводился этим мотором для перемещения ленты взад/вперед со скоростью 2 метра в секунду в рабочем режиме. При перемотке раз в 5 быстрее. И весил магнитофончик этот килограмм 300 с гаком.
Молодца! Завидую памяти ... я вааще уже ничо не помню, а ведь кончал техникум с красной корой, по специ- "Рем и обслуга" этих ЕС_ов ... правда и дня не работал по ней... ушел на стройку - квартиру зарабатывать. :biggrin: